В Чехии наступает бум строительства торговых парков

В то время как мало кто в настоящее время строит новые торговые дома, все больше и больше девелоперов в Чехии вкладывают деньги в строительство торговых парков. Они расположены, в основном, на окраинах города, и их частью являются несколько отдельных магазинов с продуктами, текстилей и электроникой. В отличие от классических торговых центров, эти торговые парки не имеют закрытого помещения, а вход в магазины возможен прямо с автостоянки.

Согласно исследованию консалтинговой компании Cushman&Wakefield в Чехии наступает бум строительства торговых парков. В настоящее время их всего 192, причем девелоперы планируют в ближайшем будущем построить еще 66. Этот год будет одним из самых сильных. Девелоперы заканчивают стройку 55 тысяч квадратных метров торговых площадей в парках. Это самое большое количество, начиная с 2008 года.

«Сегодня наибольший потенциал имеют города, которые, несмотря на то, что, в них неэффективно построить классический торговый центр, предоставляют достаточное количество конкурентоспособных клиентов. Девелоперы в свою очередь ищут такие места, которые составляют спутниковую структуру пражской агломерации. Это, прежде всего, небольшие городки с очень сильной покупательской способностью, которые находятся в Среднечешском крае», - считает Иржи Кристек из консалтинговой компании Cushman & Wakefield, который специализируется на торговых парках.

Девелоперов интересуют маленькие города
В Среднечешском крае находится меньше всего торговых парков. Это одна из причин, почему девелоперы интересуются этой областью. В последние годы парки строятся в маленьких городах. В больших уже достаточно торговых площадей. Если в 2007 году такие парки строились в местах с 25-тью тысячами жителей, то в 2011 году девелоперы строят уже в местах с 10-тью тысячами жителей. Сейчас стройка планируется уже и в местечках с 4000 населения, такими как Горомержице или Негвизды. Тренд ведет к уменьшению торговой площади новых парков.
Оптимальная площадь торгового парка в маленьком городе составляет около 2500 квадратных метров. Потенциал для строительства парков, кроме Среднечешского края, существует также на Высочине и Шумаве.

Чешские парки отстают от зарубежных
Несмотря на большой интерес к паркам со стороны девелоперов, некоторые из них, из-за высокой конкуренции, переживают трудности. К примеру, торговый парк в Простейове, где владелец из-за пустующих помещений перестроил парк в автосервис и склады.
Специалисты считают, что новые торговые парки ждут перемены. По сравнению с заграничными, чешские парки пока отстают по дизайну и уровню услуг. Скорее всего, парки будут совершенствоваться, чтобы привлечь больше клиентов.
Ряд парков уже ожидает модернизация. Как и в торговых центрах, в них начнут появляться кофейни, рестораны и дорогие бренды. Чехия могла бы в этом отношении приблизиться к Франции, где модные бренды в торговых парках имеют свои магазины.

Трендом становятся шоурумы
В новых парках будет больше филиалов банков, туристических компаний и других услуг. Трендом становятся шоурумы. На месте старых складов возникают выставочные залы и торговые точки.
Сегодня люди чаще находят в торговых парках гипермаркеты, хоббимаркеты, магазины с обувью, одеждой, мебелью, магазины с электроникой и спортивными товарами. Четыре года назад парками заинтересовались и интернет-магазины. Самые первые торговые парки в Чехии начали появляться после 1995 года – в то время это были скорее супермаркеты на окраинах городов. Кластеры начали появляться на рубеже нового тысячелетия.

Большинство торговых парков в Чехии находится в руках иностранцев. Самыми крупными владельцами являются немецкие компании Saller и Intercora, а также чешская компания CPI предпринимателя Радована Витека. Иностранных покупателей интересуют, как правило, большие парки. Это, например, пражский Avion Shopping Park на Зличине, который в этом году компания Ikea продала риэлторскому фонду Pradela. В продаже участвовало 25 европейских ритейловых парков, расположенных, в основном, в Центральной Европе.

Интерес инвесторов к торговым площадям в настоящее время огромен. «Мы ожидаем, что в этом году розничные инвестиции достигнут двух миллиардов евро», - говорит Хана Колманн из консалтинговой группы JLL. Однако, большинство денег идет не в торговые парки, а в классические торговые центры.